www.spb.ru

[Фотоальбом - вверх]

ЭКСКУРСИИ

 

Стрелка Васильевского острова - Петропавловская крепость - Биржа - Кунсткамера

Мы начнем нашу первую прогулку со Стрелки Васильевского острова. Спустимся по старинной булыжной мостовой ближе к воде и посмотрим на полноводную Неву, которую вытянутая оконечность острова разделяет здесь на два рукава. Взгляните на противоположную сторону реки: именно там, на маленьком острове Заячьем (Ени-саари) 16 (27) мая 1703 года император Петр I заложил дерево-земляную "фортецию", вскоре после этого получившую название Санкт-Питер-Бурх. Постепенно вокруг этой крепости возник город, через короткое время ставший столицей Российского государства. Автором плана крепости в форме вытянутого шестиугольника был французский военный инженер Ламбер, в разработке проекта принимал участие сам царь. С 1706 года земляные укрепления постепенно заменялись каменными. (Работы по перестройке крепости возглавил инженер-фортификатор, главный архитектор города Д.Трезини, а после его смерти в 1734 году строительство продолжили военные инженеры Б.-Х. Миних (1734-1740),А.П. Ганнибал, И.А. Ганнибал и другие).

Бастионы крепости названы по именам Петра и его сподвижников: Государев, Меншиковский, Трубецкой, Головкин и др. Петропавловская крепость занимает центральное место в панораме Петербурга. Находящийся внутри крепости Петропавловский собор с его многоярусной золотой колокольней, увенчанной флюгером в виде ангела, является одной из основных примет нашего города (высота колокольни вместе со шпилем и флюгером 122,5 м., арх. Д.Трезини, построена 1712-1733гг.). В еще недостроенном соборе был похоронен основатель города, император Петр I, и с тех пор в нем находится усыпальница русских императоров.

Сооруженная для защиты от внешних врагов, крепость по иронии судьбы в последующие годы превратилась в место заключения внутренних врагов государства - первым ее узником был еще сын императора Петра I царевич Алексей Петрович, а затем в ее равелинах содержались декабристы, петрашевцы, и прочие противники режима. Кроме того, еще во времена Петра (1724 г.) в крепости был заложен Монетный двор, где чеканились деньги. Ежедневно в полдень, следуя традиции, основателем которой считается Петр I (восстановлена в 1957 г.), с Трубецкого бастиона крепости раздается пушечный выстрел: по нему жители города раньше сверяли свои часы.

Интересна история Петропавловского собора: еще далеко не была закончена колокольня собора и не были возведены стены, а Петр I 5 января 1716 года уже отыскивал место для погребения царицы Марфы Матвеевны. 10 марта 1719 года была устроена там же могила сестры Петра I царевны Марии Алексеевны, которая была заключена в крепость за участие в делах о бегстве царевича Алексея, но после смерти ей, как особе царского рода, были устроены торжественные похороны. А 10 марта 1725 года в незаконченный собор был поставлен гроб с прахом Петра I. Для перенесения тела были построены от Зимнего дворца до Петропавловской крепости через Неву широкие мостки. Гроб государя из внутренних покоев Зимнего дворца (который находился тогда на месте Эрмитажного театра) выносили из зала на Неву через балконные двери, к которым была пристроена особая отлогая лестница. Гроб простоял в соборе целых 6 лет, и только 31 мая 1731 года был предан земле. Собор стал служить усыпальницей для царствующего императорского дома, но оказался недостаточно просторен, и тогда к нему была пристроена особая усыпальница.

Мимо высеченных из гранита львиных масок, к которым привязывались баржи и лодки, поднимемся на набережную. На Стрелке Васильевского острова первый архитектор города Д.Трезини планировал создать центральную городскую площадь. До середины прошлого века на именно здесь находился Санкт-Петербургский торговый порт, который перевели сюда в 1720-е годы с Петровской набережной. Архитектурный ансамбль Стрелки окончательно сформировался в XVIII веке благодаря усилиям замечательного архитектора Тома де Томона, прибывшего в наш город в 1800 году.

Перед нами - здание бывшей Фондовой Биржи, окруженное мощными колоннами, аттики которого украшены скульптурными группами: "Нептун с двумя реками - Невой и Волховом" и "Навигация с Меркурием и двумя реками" - высеченными из пудостского камня (Пудость - деревня недалеко от Гатчины, где добывался этот камень).

Перед зданием Биржи, на самом берегу реки, расположены две величественные Ростральные колонны, выполнявшие во время существования порта роль маяков. Эти триумфальные колонны выполнены из разнообразных строительных материалов по проекту арх. Тома де Томона; ствол каждой их них украшен металлическими изображениями ростр (носовых деталей кораблей) и двумя гигантскими скульптурами, представляющими фигуры четырех великих русских рек - Волги, Днепра, Волхова и Невы. Сегодня огни в чашах, находящихся на верхушках колонн, зажигаются только по праздничным дням, для чего используется горючий газ.

Справа и слева от здания Биржи находятся два пакгауза - Северный и Южный - где хранились привезенные в Петербург товары. Пройдем вдоль здания Южного пакгауза (в котором сейчас находится Государственный Зоологический музей - один из любимых музеев городской детворы - и помещается уникальное цельное чучело извлеченного из Вечной Мерзлоты мамонтенка "Димы" и выйдем на Университетскую набережную.

Васильевский остров за время существования Петербурга стал подлинным научным центром нашего города; здание Кунсткамеры, находящееся справа от нас (Университетская наб. д. 3) - одно из самых старых зданий в Петербурге (арх. Матарнови, Гербель, Киавери, Земцов, 1718-34 гг). Здание было построено по указу Петра I для первого в России музея естественных наук. Известно, что при Петре вход в музей был свободным, причем каждому посетителю подносили стопку водки и закуску.

Это прекрасное здание не зря называют "колыбелью русской науки" - с легкой руки Петра здесь были начаты первые российские научные изыскания, которым очень помогли собранные императором коллекции "диковинок". В Кунсткамере находились первая в России обсерватория, анатомический театр и другие учреждения Академии наук, долгое время именно в этом здании работал великий русский ученый М.В. Ломоносов.

 

Университетская набережная: Здание Академии Наук - Здание Двенадцати Коллегий

Проследуем дальше по набережной. Следом за зданием Кунсткамеры находится желтое двухэтажное здание с восьмиколонным портиком, построенное специально для разросшейся Академии наук (арх.Кваренги 1783-1789гг). Перейдем через Менделеевскую линию (раньше на этом месте находился Биржевой канал), оставим справа памятник М.В.Ломоносову, и подойдем к зданию Санкт-Петербургского государственного университета. Здание расположено торцом к набережной, фасад его почти на пол километра уходит вглубь острова. Перед нами 12 совершенно одинаковых зданий под отдельными высокими крышами, соединенные только торцевыми стенами и связанными единым сквозным коридором со стороны двора (самый длинный коридор в городе, 480 м.), (построено арх. Д.Трезини 1722-1742гг, для 10 петровских коллегий-министерств, Сената и Синода).

Легенда гласит, что перед началом строительства зданий для Двенадцати коллегий Петр, уезжая в чужие края, приказал князю Меншикову поставить эту постройку, которая, по замыслу царя, должна была служить главным украшением набережной, вдоль реки, дабы она являлась продолжением здания Кунсткамеры. Негодование царя не знало границ, когда, вернувшись в город, он увидел, что комплекс расположен не так, как он велел. Но поскольку фундамент был уже заложен и стены наполовину возведены, Петр ограничился тем, что поколотил светлейшего князя своей знаменитой тростью-дубинкой. Досталось при этом и архитектору.

С 1819 года в помещении 4 из 12 коллегий расположился Университет; с 1835 года Петербургский Государственный университет занимает весь комплекс зданий.

Пройдя университетские корпуса и так называемый "Ректорский флигель", подойдем к дому, на фронтоне которого красуется цифра "1710". Это "Посольский дом", дворец светлейшего князя А.Д.Меншикова, сподвижника Петра I ( арх. Фонтана и Шедель), одно из первых в городе каменных жилых зданий. В этом дворце Петр устраивал приемы для иностранных послов, "машкерады" и "ассамблеи" (придворные праздники). В оранжереях дворца выращивались диковинные растения, овощи и фрукты, которые подавались к царскому столу. От разукрашенного фасада был устроен спуск к воде, куда причаливали лодки вельмож. После опалы и ссылки Меншикова (при Петре II) дворец перешел в государственную казну, и в нем был размещен кадетский корпус. Здание несколько раз перестраивалось под нужды этого учебного заведения. Сегодня здесь находится музейная экспозиция предметов и утвари петровской эпохи (филиал Государственного Эрмитажа).

Пройдем далее по набережной, и окажемся на углу улицы, эта сторона которой носит название Съездовской (Кадетской) линии, а противоположная - 1-й линии Васильевского острова. Всего таких линий 27. Император Петр хотел превратить Васильевский остров в подобие милого его сердцу Амстердама с каналами вместо улиц, для чего велел Леблону (Жан Батист Александр Леблон 1679-1719гг, архитектор, автор проекта каналов на Васильевском острове) разработать соответствующий план. По замыслу Петра остров должен был быть разделен на прямоугольные квадраты, разделенные каналами. Существует легенда, по которой Меншиков, не любивший Леблона, всеми силами старался помешать реализации его замысла, для чего велел рыть каналы гораздо уже и мельче, чем предусматривал проект. После осмотра строительства царь открыл происки Меншикова и в гневе распорядился прекратить бесполезные работы, а царская дубинка в очередной раз прогулялась по спине всесильного князя. Каждая сторона канала должна была представлять отдельную улицу или линию Достоверность этой легенды сомнительна, однако и сегодня особые названия улиц сохраняют память о первоначальном плане. Одна из линий Васильевского острова носит название Косой: она - в отличие от остальных 27 - расположена под косым углом к центральному проспекту.

 

Ходит в Петербурге такая шутка: Назовите за 1 минуту названия 50 улиц города. Это можно сделать, если назвать 27 линий Васильевского острова, 13 Красноармейских улиц и 10 Cоветских улиц.

 

Университетская набережная: Румянцевский сквер - Академия Художеств - Мост Лейтенанта Шмидта

Спустимся на набережную напротив сквера за 1-ой линией. В центре сквера, среди столетних лип и кленов, высится гранитный обелиск (арх. В.Ф. Бренна 1799г), увенчанный бронзовым орлом, который был сооружен по указу Екатерины II в честь побед русского войска под командованием фельдмаршала Румянцева в русско-турецкой войне 1770 года. На обелиске надпись "Румянцова победам". Раньше обелиск стоял на Марсовом поле, но был перенесен на Васильевский остров в 1818 году по плану зодчего Росси (именно здесь, в Сухопутном Шляхетском корпусе, учился Румянцев).

Следующее по набережной за Румянцевским сквером желтое здание в стиле русского классицизма с высокими белыми колоннами - здание Российской Академии Художеств (арх. Вален Деламот, 1764-1788гг), над парадным входом которого, обращенным к Неве, видна надпись "Свободным Художествам". Основанная в 1757г., "Академия Трех Знатнейших Художеств" дала миру многих замечательных живописцев, скульпторов и архитекторов. Сейчас Академия носит имя И.Е.Репина.

Напротив центрального входа Академии на набережной Невы находится большая пристань с пологим спуском к воде, созданная по проекту архитектора К.А.Тона. С двух сторон пристани на высоких постаментах расположены гранитные статуи сфинксов, найденные при раскопках древних Фив, купленные правительством Николая I за 64 тысячи рублей ассигнациями и привезенные в наш город в 1832 году. Лицам сфинксов скульпторы Древнего Египта придали сходство с ликом фараона, вечный сон которого они должны были охранять (фараон Аменхотеп III, царь Верхнего и Нижнего Египта, ХХI век до н.э.).

Мы приблизились к мосту, носящему имя лейтенанта П.П.Шмидта, возглавившего в 1904 году революционное восстание на крейсере "Очаков" (за сына которого выдавал себя герой известной повести Ильфа и Петрова "Золотой Теленок" Остап Бендер). Остановимся перед мостом и посмотрим на следующую набережную. Почти у самой воды на берегу находится маленький домик в виде особняка.

С этим домиком связана следующая легенда: хозяин Центрального Петербургского рынка Александров, очень богатый человек, однажды увивался за одной высокородной баронессой, уламывал ее, ухаживал за ней. Состоялся у них решительный разговор, она ему напрямую: "Мужик! Ты, говорит, мужик, а я - баронесса!" Он решил ей за отказ отомстить. И отомстил! Обратился ухажер к городским властям: "Радея о народном здоровье, могу создать общественный туалет в саду Народного дома, типа сортир, на свои деньги". Отцы города с благодарностью принимают дар, и место бойкое. А проект потряс роскошью - замок да и только. А был этот замок точной копией загородной виллы этой самой баронессы, неприступной для удачливых выходцев из простого народа. Ну она, ясное дело съехала сразу, квартиру поменяла, поселилась у Николаевского моста, где мы сейчас стоим. А он и там гальюн под окнами. Вот он какой, правда попроще. Она бедная, на другую сторону Васильевского острова шарахнулась, к Тучкову мосту, а он и там "виллу общего пользования" под ее окнами поставил.

В период строительства моста в Петербурге говорили, что за возведение каждой новой его опоры царь распорядился повышать Кербедза (Кербедз Станислав Валерианович 1810-1899гг - инженер, мостостроитель) в чине, и поэтому Кербедз будто бы пересмотрел проект в пользу увеличения числа пролетов. Эта легенда родилась не случайно: строительство моста было настоящим трудовым подвигом. Представив свой проект в чине капитана, Кербедз закончил строительство моста генералом. Этот первый постоянный мост через Неву был закончен в 1850 году, и был назван Благовещенским. С 1855 года мост стал называться Николаевским, а свое последнее название - мост лейтенанта Шмидта - получил в 1918 году. Изначально мост был чугунным, в 1936-1938 годах после реконструкции арочные пролеты моста были заменены на стальные. Ширина между перилами увеличилась с 15 до 24 метров. Длина моста 331 метр, мост разводной, центральная его часть поднимает свои створки в период прохода кораблей по реке.

 

Площадь Труда - Английская набережная - Площадь Декабристов

Мы выходим на материковую часть города, и видим перед собой площадь, которая называется площадью Труда (бывшая Благовещенская, по названию церкви). В середине XIX века на площади был построен дворец для старшего сына императора Николая I - Николая Николаевича. После революции дворец был отдан профсоюзам, и получил название Дворец Труда, а площадь стала называться площадью Труда.

Свернем на Английскую набережную. Свое название она получила во второй половине XVIII в.: на ней жили выходцы из Англии - купцы, ремесленники и мастеровые. В то время здесь существовала английская церковь (Английская наб., 56, здание перестроено в 1814-1815 гг. архитектором Д.Кваренги), английский трактир и английский магазин (заметим, что английские и вообще иностранные магазины внесли заметный вклад в европеизацию русской торговли). В советское время набережная носила название "Набережной Красного Флота". Дореволюционное название было возвращено ей в 1996 году, во время визита в Санкт-Петербург королевы Великобритании Елизаветы II. Мы пройдемся по Английской набережной в сторону Сенатской площади.

В доме 32 в начале XIX века располагалась академия Генерального штаба; в следующем доме, построенном Д.Кваренги, в конце XVIII века находилась коллегия иностранных дел. Здесь же на набережной находится первый в Советском Союзе дворец бракосочетания (дом 28).

Многие дома на набережной имеют свою давнюю историю. Остановимся у дома 4. Этот особняк известен в Петербурге, как "дом Лаваля" (по имени второго владельца особняка)(построен в 1730 году и перестроен позднее архитектором Тома де Томоном в 1805-1810 гг.), и интересен наружным оформлением, внутренней отделкой и своей богатой историей. Интересная жизнь проходила за стенами этого особняка: в нем часто бывали Пушкин, Крылов, Лермонтов, Карамзин и Грибоедов. Главный фасад здания оформлен небольшой (в 2 ступени) каменной лесенкой, украшенной фигурами лежащих львов. Львов в нашем городе очень много, но львы особняка Лаваля - особенные, гранитные. Их головы, шеи и спины покрыты платками, напоминающими покрывала египетских сфинксов: это сделано не случайно, поскольку вырубать из твердого и ломкого камня гривы со множеством мелких завитков очень сложно. В прошлом веке львы - за спокойное, умиротворенное выражения лиц - получили прозвище "львы - философы". Именно из этого особняка жена декабриста Волконского увозила в Сибирь стихи Пушкина: "Во глубине Сибирских руд:". В ту пору дом отличался особенно пышной внутренней отделкой: та же Волконская вспоминает, что полы вестибюля были выложены плитами, взятыми из дворца римского императора Тиберия на острове Капри. За время своего существования дом много раз перестраивался и менял владельцев: среди его хозяев можно упомянуть А.Д.Меншикова, В.Ф.Салтыкова, генерала А.Н.Строганова и его сына Г.А.Строганова. Сегодня в особняке Лаваля расположен Российский государственный исторический архив.

Выйдем на площадь, которая называется площадью Декабристов (бывшая Сенатская), и остановимся у углового здания (дом 1). Это здание высшего правительственного учреждения Российской Империи - Сената - неразрывно связано с другим, соединенным с ним перекинутой через улицу аркой, - зданием Священного Синода. Построены эти здания были в начале XIX века по проекту зодчего К.И.Росси. С поставленной перед ним задачей - "придать зданию Сената характер, соответствующий огромности площади" архитектор справился великолепно.

В центре площади расположен партерный сквер с памятником Петру 1. Этот памятник, воспетый А.С.Пушкиным в поэме "Медный всадник", известен во всем мире. История его создания необыкновенна: скульптор Э.Фальконе вылепил модель конной статуи в натуральную величину, голову Петра исполнила ученица мастера А.М.Колло. Отливка памятника в 1775 году чуть не закончилась катастрофой, т.к. расплавленная медь стала вытекать из формы. Рискуя собственной жизнью литейный мастер Е.Хайлов довел дело до конца. Отделка статуи продолжалась 3 года - и в этот период подыскивался постамент. Эскиз пьедестала для памятника был выполнен автором решетки Летнего сада Ю.М.Фельтеном. Огромный валун ("Гром - камень") был найден под Петербургом, в местечке близ деревни Лахта. Доставка в город огромного монолита, весившего 1600 тонн, была настолько трудна, что в связи с нею была выбита специальная медаль -"Дерзновению подобно". Памятник открыт 7 августа 1782 года. На его постаменте красуется лаконичная надпись "Петру Первому - Екатерина Вторая".

От площади Декабристов до площади Труда тянется Конногвардейский бульвар, начинающийся сразу за зданием Синода. Две колонны, установленные в начале бульвара, также связаны с именем К.Росси: в период строительства зданий Сената и Синода на месте нынешнего бульвара находился Адмиралтейский канал, который должен был венчаться монументальной колонной по оси. В 1842 году Адмиралтейский канал был заключен в трубу, а в 1845 году К.Росси разработал план бульвара. Стволы колонн, открывающих бульвар, вытесаны из монолитов серого сердобольского гранита и отполированы, бронзовые скульптуры богини Победы Ники отлиты в Берлине.

Подойдем еще к одному из зданий, входящих в этот замечательный ансамбль - Конногвардейскому Манежу. Когда-то тут находились лесные склады, затем на их месте были сооружены казармы Конногвардейского полка, в комплекс которых входил и Манеж (арх. Д.Кваренги 1804 - 1807гг.). При сооружении Манежа на постаментах перед входом были установлены скульптурные группы Диоскуров (мифологические близнецы Кастор и Поллукс, античные статуи которых находятся перед Квиринальским дворцом в Риме). Эти парные мраморные скульптурные группы - юноши, сдерживающие вздыбленных коней, - были выполнены в Италии скульптором П.Трискорни. Конногвардейский манеж достаточно долго использовался по своему прямому назначению, там проходили тренировки и упражнения по верховой езде. В настоящее время в здании Манежа находится Центральный выставочный зал, где проходят выставки и ярмарки.

 

Исаакиевский собор - Исаакиевская площадь

Мы выходим на Исаакиевскую площадь, которую отделяет от площади Декабристов являющийся составной частью обоих архитектурных ансамблей Исаакиевский собор. Строительство этого замечательного памятника продолжалось почти 40 лет. Каменный собор, который мы видим перед собой - четвертый по счету, стоящий на этом месте, - был построен по проекту архитектора О. Монферрана. Собор окружен 17-метровыми монолитными колоннами из полированного гранита, каждая из которых весит около 110 тонн. Колонны обрабатывали прямо на площади, и устанавливали на место при помощи рычагов, причем на установку каждой колонны тратилось всего 45 минут. Общая высота сооружения - 101,5 метров (это второе по высоте архитектурное сооружение в нашем городе). Свое название собор получил в честь Исаакия Далматского, византийского монаха, причисленного к лику святых, считавшегося святым покровителем Петра I. "Сей храм - трех царств изображенье: Гранит, кирпич и разрушенье," - так писали об Исаакии встарь. Строился храм и долго и трудно, ибо грунт в нашем городе болотистый, и потому строителям пришлось забить под основание храма мореные дубовые сваи общим числом 10762 штуки. Не менее сложно протекал процесс его отделки: при золочении использовался смертельно ядовитый раствор золота в ртути, от которого умирали выполнявшие работы мастера. Воистину, этот храм построен на костях. Во время второй мировой войны золоченый купол собора, который являлся отличным ориентиром для артиллерийских обстрелов, был покрашен в серый камуфляжный цвет, благодаря чему за все годы блокады ни одного прямого попадания в собор не было. В подвалах собора хранились тогда художественные ценности из пригородных дворцов.

Исаакиевская площадь по времени своего создания может считаться одной из последних крупных площадей, определивших современный вид центра города: ансамбль площади окончательно сформировался в первой половине XIX века. Слева от собора был построен (1817-1820гг. арх.О.Монферран) дом князя Лобанова-Ростоцкого, который позже заняло Военное министерство. Пройдем вдоль массивного серого сооружения - бывшего здания посольства Германии в России (в времена СССР в этом здании располагался Интурист, в настоящее время - Дрезденер Банк). Некогда это здание венчала установленная на крыше двойка коней, которых под уздцы держали тевтонские рыцари. После революции рабочие скинули эту скульптурную группу с крыши, и здание сразу потеряло свою привлекательность. Напротив банка растянулось на целый квартал здание, построенное в 1908 г. по проекту архитектора Ф.И.Лидваля в стиле модерн - комплекс гостиницы "Астория" (бывшая гостиница "Англетер"). В этой гостинице жил и умер поэт Сергей Есенин.

На противоположном от "Астории" углу Большой Морской улицы находится одно из двух одинаковых зданий, построенных в 1856-1859 гг. для Министерства Государственных Имуществ по проекту архитектора Н.Е.Ефимова по образу итальянских дворцов-палаццо (сейчас в этом здании располагается НИИ растениеводства им Н.И.Вавилова и Галерея Вин). Его здание-близнец находится напротив, на другой стороне площади.

Завершает панораму Исаакиевской площади Мариинский дворец (сегодня в нем разместилось Законодательное Собрание Санкт-Петербурга), построенный по приказу императора Николая I в качестве свадебного подарка для дочери императора Марии, сочетавшейся браком с герцогом Лихтенбергским (1839-1844гг., арх. А.И.Штакеншнайдер). В 1845 году молодые поселились во дворце, через 10 лет умер Николай I, а еще через 4 года перед дворцом был установлен его конный монумент. Памятник Николаю I был сооружен по проекту арх. О.Монферрана - строителя Исаакиевского собора, конную статую выполнили по проекту скульптора П.К.Клодта. Заметим, что эта одна их немногих конных статуй, имеющих только две точки опоры.

Исаакиевская площадь перед Мариинским дворцом, если обратить внимание на уходящую в разные стороны от площади набережную реки Мойки, составляет единое целое с самым широким в городе Синим мостом (ширина 99 м.). Справа от моста на набережной установлена памятная стелла - это водный ординар, на котором отмечены уровни нескольких значительных наводнений.

 

По Невскому проспекту от Адмиралтейства до Арки Генерального Штаба

Если в Европе все пути ведут в Рим, то в Петербурге все дороги сходятся на Невском проспекте. Образ центральной магистрали города начал формироваться еще во времена основателя города, императора Петра I, и за время существования города претерпел серьезные изменения. За нашей спиной здание Адмиралтейства, золотой шпиль которого (по образному выражению Пушкина - "Адмиралтейская игла") увенчан корабликом. Этот кораблик традиционно считается символом нашего города. Внешний облик здания формировался на протяжении около 100 лет. Заложенное в 1704 г. еще по чертежам Петра I, Адмиралтейство было первой русской верфью на Балтике. Здесь строились первые российские корабли, зарождался российский флот. Здание Адмиралтейства перестраивалось трижды; и то, что мы видим сейчас - творение великого русского зодчего Захарова. Архитектуру многие сравнивают с музыкой. Здание Адмиралтейства хочется сравнить с торжественной симфонией, которая посвящена нашему городу.

Планировка центра города и его главных улиц и площадей тесно связана с Адмиралтейством. Прямыми как трезубец бога морей Нептуна лучами расходятся от него магистрали города, и одна из них - Невский проспект.

Перед нами Невский проспект дом 1 - здание было построено в 1910 году по проекту архитектора Цейдлера для коммерческого банка, затем здесь находился Главленинградстрой. Сегодня в нем вновь разместился банк - Банк МЕНАТЕП-Санкт-Петербург, а вместе с ним - прочие серьезные организации (Стройкорпорация, Центр размещения рекламы и информационный центр туризма Финляндии).

Напротив нас, на противоположной стороне Невского (Невский проспект дом 2), - торцевая часть здания Главного Штаба, которое является частью ансамбля Дворцовой площади. Это здание было построено великим зодчим К.═Росси и оформляет собой всю Дворцовую площадь, на которую мы еще вернемся.

Петербург часто называют Северной Венецией. Это естественно, поскольку кроме большого количества рек, каналов и частых наводнений с Венецией наш город роднит также перекличка стилей застройки: в архитектурном убранстве Петербурга присутствует множество деталей, позаимствованных российскими архитекторами у итальянских зодчих. Перед нами пример: угловое здание по Невскому проспекту дом 7/9, фасады которого выдержаны в стиле архитектуры итальянского Возрождения. Здание было построено в начале нашего века (1911-1912гг.) по проекту российского архитектора М.М.Перетятковича для банкирского дома купца первой гильдии М.И.Вавельберга.

Рассказывают, что при приемке дома от строителей Вавельберг внес только одно предложение. Увидев надпись на дверях "Толкать от себя", он заявил - "Это не мой принцип. Переделайте на "Тянуть к себе."

В советское время тут находились кассы Аэрофлота, и поэтому уже несколько поколений горожан называют это здание "домом Аэрофлота". Сегодня в нем расположены крупнейшие в городе авиационные кассы. С недавних пор в этом же доме - со стороны Невского - находится большой музыкальный салон "САЙГОН".

Оставим справа Малую Морскую улицу и двинемся дальше по Невскому. Взгляните: на противоположной стороне проспекта, на стене большого серого дома (Невский проспект дом 14), до сих пор сохранена надпись, сделанная в суровые годы блокады Ленинграда (1941-44 годы): "Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна".

Мы с вами попали на перекресток Невского проспекта и Большой Морской улицы. Большая Морская пересекает Невский и упирается в Дворцовую площадь. Пройдем эти несколько десяткой метров - и окажемся под аркой здания Генерального Штаба. Взгляните наверх: два свода арки и стена здания составляют в вертикальной проекции треугольник, один из фасадов арки является завершением Большой Морской, а другой обращен в сторону Дворцовой площади. Это единственная в мире триумфальная арка, одновременно являющаяся составной частью двух разных архитектурных ансамблей. (Построена по проекту К.И.Росси, оформляли скульпторы С.С.Пименов и Демут-Малиновский).

 

По Невскому проспекту от кинотеатра "Баррикада" до Казанского собора

Вернемся на Невский. Угловое здание на противоположной от нас стороне проспекта - кинотеатр "БАРРИКАДА" - Невский 15. На месте этого дома когда-то находился деревянный Зимний дворец (это было временное сооружение, в котором императрица Елизавета Петровна жила, пока строился каменный Зимний дворец на берегу Невы), огромное деревянное здание в стиле барокко (1755 г. арх. Б.Расстрелли). Здесь, на сцене дворцового театра выступала первая в России профессиональная труппа актеров во главе с Ф. Г.Волковым и А.П.Сумароковым.

Мимо магазина "Старая Книга" и "Литературного кафе" (раньше в этом доме размещалась кондитерская Вольфа и Беранже, откуда Пушкин и Данзас направились к месту дуэли, на Черную Речку) - выйдем на мост через реку Мойку. Название этой речки происходит от старинного русского слова "МЪЯ", что в переводе на современный язык означает "мыть". Здесь, на берегу Мойки, в XVIII веке питерские женщины стирали белье. Мост, на котором мы стоим, называется Полицейский или Зеленый. Это первый в России городской металлический мост, который был сооружен в 1806-1808 гг. по проекту архитектора В.И.Гесте, а спустя 100 лет реконструирован по проекту архитектора Л.А.Ильина и инженера В.А.═Берса. Есть в нашем городе и другие "цветные" мосты - Синий и Красный. Все они через Мойку, и все они получили свое название по тому цвету, в который были когда-то окрашены их ограды.

Сразу за мостом перед нами открывается панорама широкой части Невского проспекта с его величественными площадями и роскошными дворцами. Прямо перед нами - Строгановский дворец (Невский проспект 17), возведенный в 1752-1754 гг. архитектором Б.Расстрелли. Он построен в стиле и вкусе той поры, когда в моде были напудренные парики и пышные камзолы. Особый смысл имели такие детали оформления, как родовой герб на фронтоне, львиные маски и аристократические профили на фасаде, - все это должно было подчеркнуть богатство и знатность владельца.

Особая ценность Строгановского дворца в том, что на всем Невском проспекте это единственное здание середины XVIII столетия, первоначальный внешний вид которого сохранился почти полностью. В советское время в этом здании располагался проектный институт, и интерьеры дворца были закрыты для любопытных. Сегодня, после долгих реставрационных работ и поисков прежней утвари, Строгановский дворец принимает экскурсантов: во дворце работает постоянно действующая выставка восковых фигур. Один из внутренних подъездов дворца охраняет пара гранитных львов: тут был некогда парадный вход. Центральная часть двора украшена мраморными скульптурами и фонтаном - сегодня во внутреннем дворике дворца располагается кафе.

Напротив Строгановского дворца мы видим голубое здание - церковь голландской общины (1830-1833 гг. Арх. П.Жако). В этом церковном корпусе с жилыми помещениями когда-то размещалась выставка-продажа живописи, организованная Обществом поощрения художников. Сейчас в этих корпусах расположились библиотека им. А.А.Блока и художественная галерея, в которой можно увидеть и приобрести работы лучших питерских художников и скульпторов.

Оставим позади еще несколько зданий и обратим взгляд на Лютеранскую церковь, которую возвели в 1832-1838 гг. по проекту архитектора А.П.Брюллова на месте первой в Петербурге кирхи, построенной в далеком 1730 году. В советское время в здании церкви был устроен бассейн, сейчас же она возвращена верующим и отреставрирована.

Еще несколько шагов по Невскому - и перед нами открывается величественный вид на один из самых ярких памятников архитектуры XVIII-XIX веков - Казанский собор (1733-1737 гг., арх. М.Г.Земцов, 1801-1811 гг. Арх. А.Н.Воронихин). По замыслу архитектора собор (прототипом для создания которого являлся собор Св.═Петра в Риме) должны были украшать две симметричные колоннады, однако у государства, на деньги которого велось строительство, не хватило средств, и в результате была возведена только одна из них - со стороны Невского проспекта.

Обратим внимание на два памятника, которые находятся перед Казанским собором. Это монументы двум героям Отечественной войны 1812 года - Кутузову и Барклаю де Толли. Со статуей Барклая связан забавный исторический анекдот: скульптор Орловский, который делал эти памятники по государственному заказу, очень не любил Барклая, и решил скрыть в своем произведении насмешку над известным полководцем. Поэтому, при взгляде на статую от левого крыла колоннады собора, фигура Барклая представляется наблюдателю в довольно неприглядном виде. Злая шутка скульптора была особенно заметна, когда в центре сквера перед собором работал фонтан.

 

По Невскому проспекту: Казанский собор - канал Грибоедова

Продолжая прогулку по Невскому проспекту нельзя не обратить внимания на полное отсутствие монотонности в застройке этой перспективы. Остановимся перед памятником Барклаю де Толли и посмотрим на противоположную сторону Невского: перед нами одна из первых в нашем городе пешеходных зон - улица Малая Конюшенная (открыта в 1998 году после реставрации). На Малой Конюшенной установлен памятник М.В.Гоголю, с именем которого наш город - и особенно Невский проспект - связывает очень многое. В конце этой тупиковой улицы находится памятник Петербургскому Городовому. Справа от Малой Конюшенной - одна из построек, по праву считающихся украшением Невского проспекта. Этот дом знает каждый житель нашего города - это Дом Книги (арх. П.Ю.Сюзор 1902-1904гг). Здание в стиле модерн было построено для главной конторы компании "Зингер" и принадлежало Акционерному обществу по изготовлению швейных машин. Оно знаменито тем, что при его сооружении впервые в России использовался железный каркас, заполненный кирпичной кладкой и железобетонными конструкциями. Фасады Дома Книги облицованы гранитом, а его центральная часть освещается верхним светом - над ней находится световой дворик. На фасаде здания - скульптура, выполненная по моделям известных скульпторов А.Л.Обера и А.Г.Адамсона.

Пройдем немного дальше по Невскому проспекту, и остановимся у памятника М.И.Кутузову - на Казанском мосту, что у левого крыла Казанского собора. Это второй по ширине мост в нашем городе (ширина более 90 м.). Ранее на его месте находился деревянный мост, построенный в 1766 г. по проекту архитектора Л.Ф.Николаи. 1835 г., Когда Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова, ранее - мелкая и грязная речка Кривуша) облицовывали в гранит, деревянный мост был заменен на каменный. Работами по его строительству руководил военный инженер И.М.Голенищев-Кутузов. Одновременно со строительством Казанского собора этот мост был расширен до его теперешних размеров, а его проезжая часть была понижена до уровня мостовой. Сегодня мост воспринимается как часть Невского проспекта.

Посмотрим на Канал Грибоедова: справа от Казанского моста виден один из интереснейших и красивейших мостов в городе - Банковский мост. Этот узкий пешеходный мост через канал украшен фигурами крылатых грифонов с золочеными головами, которые поддерживают конструкцию. Над головами грифонов - круглые стеклянные фонари.

По другую сторону от Казанского моста находится еще один пешеходный мост через канал Грибоедова - Итальянский, за которым возвышается пятиглавый храм Воскресения Христова (архитекторы И.В.Малышев и А.А.Парланд 1887-1907 гг.), возведенный на том самом месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен народовольцами император Александр II. В оформлении храма использованы композиционные приемы и методы древнерусского зодчества (прообразом для его создания послужил храм Василия Блаженного в Москве). Не меньше внешнего вида поражает и внутреннее убранство храма: он вмещает почти 7000 кв. м. мозаичных панно, выполненных по эскизам лучших российских художников.

 

По Невскому проспекту от Малого зала Филармонии до Аничкова моста

На углу набережной и Невского проспекта (Невский пр. 30) находится Малый зал Филармонии им.М.И.Глинки, бывший дом Энгельгардта (Василий Васильевич Энгельгардт - близкий приятель А.С.Пушкина и член общества "Зеленая лампа"). Здание интересно не только своим архитектурным оформлением, но и своей историей: в конце XVIII начале XIX веков оно постоянно использовалось для общественных собраний, концертов и маскарадов, один из которых запечатлел в своей драме "Маскарад" М.Ю.Лермонтов. Здание перестроено по проекту архитектора П.Жако в 1829 году.

К дому Энгельгардта тесно примыкает левый жилой флигель ансамбля католической церкви святой Екатерины. Первоначально, по проекту П.Трезини, предусматривалось немного утопить здание костела, дабы сломать прямую линию застройки Невского проспекта. Идею Трезини реализовали Ж.-Б.Валлен-Деламот (автор проекта существующего костела) и руководивший его строительством арх. А.Ринальди (1762-1783гг). Напротив костела располагается комплекс "Серебряных рядов" и здание Городской Думы. Во многих европейских государствах сложилась традиция украшать здание ратуши - органа городского управления - многоярусной башней. Не стал исключением и наш город. Эта построенная в 1802 г. по проекту архитектора Д.Феррари башня с 1825 года использовалась для передачи сигналов оптического телеграфа из Зимнего дворца сначала до Царского Села, а потом и до Варшавы. В 1840 году башня стала пожарной каланчей. Справа от здания Думы разместились "Серебряные ряды", (Невский 33, 31, 29 и 27) (архитектор Д.Кваренги, 1784-1787 гг.), где когда-то шла бойкая торговля ювелирными изделиями.

Перейдем через ул. Михайлова: здесь, в глубине квартала, расположилась Армянская апостольская церковь (Невский 40-42), по обе стороны которой находятся церковные жилые дома. Эта церковь была построена по проекту архитектора Ю.М.Фельтена в1771-1780 годах в основном на личные средства крупного коммерсанта Ованеса Лазаряна (И.Лазарева). В некоторых помещениях западного флигеля сохранилась художественная отделка, относящаяся к XVIII веку. В 1990 г. церковь возвращена Армянской религиозной общине.

Рядом с Армянской церковью расположен известный универмаг "Пассаж" (Невский 48), образцом для постройки которого (1846-1848 гг.) архитектору Р.А.Желязевичу послужила Голицинская галерея в Москве. Функциональность здания была продумана с самого начала: в его подвале располагались склады, первый и второй этажи были отданы магазинам, третий был отведен под жилые квартиры. Здание оформлено в стиле ренессанса. Перестраивавший "Пассаж" в 1900 году гражданский инженер С.С.Козлов частично изменил его внутреннюю планировку, однако сохранил концертный зал, в котором в 1904-1906 гг. начал работать Новый драматический театр В.Ф.Комиссаржевской.

Напротив здания "Пассажа" на другой стороне Невского проспекта, располагается Большой Гостиный Двор (дом 35). Это огромное здание занимает целый квартал между Думской и Садовой улицами и имеет несколько линий торговых рядов. Присмотритесь: строгие фасады здания украшает мерный ритм непрерывных двухъярусных аркад, общей протяженностью (по всему периметру) около километра. Строительство Гостиного Двора (1761-1785 гг.) было начато еще Ф.Б.Растрелли, но в основном здание возведено Ж.Б.Валлен-Деламотом.


Мы подошли к Садовой улице, получившей свое имя еще в начале XVIII века благодаря загородным садам и огородам, вдоль которых она тогда тянулась. В то время улица была невелика, а сейчас она протянулась на пять километров. Пройдем по Невскому до следующей улицы - Малой Садовой (быв. Екатерининской). Главной достопримечательностью этой недавно открытой после реставрации и превращенной в пешеходную зону маленькой улицы стали водяные часы-шар, единственные в мире. В центре улицы установлены стеклянные пирамиды, скамейки и кадки с хвойными деревьями. Зайдем во дворик дома N3 по Малой Садовой - этот дворик называется двором Доброй Собаки. Художники-реставраторы постарались оформить двор так, чтобы любой попавший в него человек смог бы отдохнуть душой: детская площадка, бронзовая скульптура доброй собаки, низкорослые посадки - все это способствует умиротворению. Дворы напротив (дом N4 по Малой Садовой) - их целых пять, соединенных между собой переходами, - дают возможность выйти на соседние улицы.

Зайдем в бывший некогда самым крупным в городе и славившийся богатым выбором гастроном на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы - бывший магазин купцов братьев Елисеевых (Невский N56). В городе этот магазин до сих пор называют Елисеевским (арх. Г.В.Барановский 1903-1907 гг.). Будучи в молодости крепостным, Елисеев-отец за добрую службу получил вольную и преуспел в торговом деле. Сыновья продолжили торговое дело отца, основав сеть гастрономических магазинов, называвшихся тогда "магазинами колониальных товаров". При строительстве этого магазина специально был предусмотрен театр - один из первых в истории российской торговли рекламных трюков. (Сейчас в этом театральном зале находится Театр Комедии им. Н.П.Акимова).

На противоположной от Малой Садовой улицы стороне Невского расположен Екатерининский сквер, в центре которого на высоком постаменте возвышается скульптура императрицы Екатерины II, окруженная скульптурными портретами выдающихся людей ее эпохи. Памятник воздвигнут в 1873 г. по проекту художника М.О.Микешина, скульпторами М.А.Чижовым и А.М. Опекушиным. Екатерининский сквер находится в центре площади Островского, ансамбль которой составляют комплекс Государственной Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина, величественное здание Александринского театра и Сад Отдыха с павильонами и красивой оградой. Все это было создано по проекту зодчего Росси, именем которого названа улица за Александринским театром (единственный архитектор, удостоенный в Петербурге подобной чести). Во всех учебниках архитектуры указывается, что улица Зодчего Росси - самая пропорциональная в городе (220 метров в длину, 22 метра в ширину, высота всех зданий - 22 метра).

Вернемся на Невский проспект и подойдем к Аничкову дворцу, история которого началась во второй половине XVIII века. Дворец обращен своим главным фасадом не на Невский проспект, а на реку Фонтанку, которая в то время являлась внешней границей города. Дворцовый сад был украшен павильонами, беседками и садовой скульптурой. За время своего существования дворец неоднократно менял владельцев: его хозяевами были А.Г.Разумовский, Г.А.Потемкин, и многие другие видные вельможи. Проектировали, строили и перестраивали дворец многие видные российские архитекторы: М.Г.Земцов, И.Е.Старов, Д.Кваренги, Л.Руска, К.Росси, К.Рахау, М.Е.Месмахер. В советское время по проекту архитекторов А.И.Гегелло и Д.Л.Кричевского дворец был перепланирован для нужд Дворца Пионеров.

И вот перед нами один из самых красивых мостов нашего города - Аничков. В начале XVIII века перед деревянным мостом находились триумфальные ворота - это были ворота, через которые путешественники въезжали в город. Постепенно город оделся камнем, движение на Невском проспекте усилилось, и 20 октября 1841 года на месте прежнего деревянного был открыт мост во всю ширину Невского проспекта (инж. А.Д.Готман. рисунок перил арх. А.П.Брюллов), главным украшением которого стали четыре скульптурных группы коней с возничими (скульптор П.К.Клодт). Аничкову мосту не везло с украшением - его скульптурные группы отливались несколько раз, ибо русские цари имели обыкновение делать дорогие подарки своим зарубежным коронованным собратьям. Стоят наши кони с возничими и в Берлине, и в Неаполе.

По преданию, Петр Карлович Клодт решился отомстить одному своему высокородному врагу, имя которого история скрыла, но лицо которого скульптор изобразил под хвостом вздыбленного коня. Только немногие посвященные в тайну скульптора современники узнавали лик, отлитый в бронзе.

Аничков мост в старые времена петербуржцы называли "мостом 18-и яиц" - из-за четырех юношей, четырех коней и одного городового, постоянно дежурившего на мосту.

 

По Невскому проспекту от Аничкова моста до Пушкинской улицы

Мы продолжаем наше знакомство с Невским проспектом. Возле Аничкового моста мы видим богато украшенное двухэтажное здание красного цвета; обильный внешний декор является безошибочным признаком великокняжеского особняка. На этом месте стояли дома, принадлежавшие княгине А.Г.Белосельской и И.А.Нарышкину. Современный облик здание обрело в 1846 году усилиями архитектора А.И.Штакеншнейдера, построившего корпуса на углу Невского и реки Фонтанки по заказу князя К.Е.Белосельского-Белозерского. Фасад здания украшают терракотовые скульптуры, изображающие атлантов, выполненные по моделямскульптора Д.И.Иенсена. Обратите внимание: и состороны Невского, и со стороны Фонтанки дворец кажется 2-х этажным, однако это лишь прекрасный обман великого архитектора: на самом в здании 3 этажа, однако обильный декор и большие окна высокого второго этажа создают иллюзию, развеять которую может только взгляд со стороны внутреннего двора. В 1884 году дворец перешел во владение к брату императора Александра III, великому князю Сергею Александровичу; его внутренние интерьеры были перестроены, и до нашего времени этот памятник архитектуры дошел в хорошем состоянии. Сегодня дворец находится в распоряжении комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга, здесь расположились концертный зал и выставка восковых фигур.

Всего в нескольких десятках метров от дворца Белосельских-Белозерских расположено большое здание кинотеатра "Титан" (Невский пр. дом 47). До революции 1917 г. здесь находился известнейший в Петербурге ресторан купца К.Л.Палкина.

Пройдем вперед и свернем на маленький, но уютный Владимирский проспект. Пройдя несколько метров по его тротуару, сразу понимаешь, что суета и сутолока Невского остались позади. В середине XVIII века, после постройки комплекса церкви Владимирской Божьей матери, именно здесь низшим служащим придворного ведомства отводились участки для застройки, отчего весь этот район получил название Дворцовой слободы. Специально для его жителей в дальнейшем была построена церковь (автор проекта неизвестен), рядом с которой по проекту архитектора Д.Кваренги возвели трехъярусную колокольню. В дальнейшем колокольню надстроили четвертым ярусом по проекту архитектора Ф.И.Руска. Строительство церкви сопровождалось перепланировкой всего квартала и прилегающих к нему слобод, и созданием новой площади - Владимирской.

Владимирский проспект знаменит еще и тем, что в свое время приглянулся великому русскому писателю Ф.М.Достоевскому, который снимал здесь квартиры. Известно, что Достоевский снимал квартиры только в угловых квартирах: на Владимирском проспекте писатель жил в доме 11.

Вернемся на Невский и продолжим нашу экскурсию. Остановившись на углу Невского и Владимирского проспектов можно заметить, что Невский по своему внешнему облику отчетливо делится на две части: первая из них (протяженностью около 2-х километров) насыщена архитектурными памятниками и ансамблями; во второй части Невского здания, построенные до 1830 года, встречаются довольно редко (в основном это строительство второй половины XIX и начала XX веков). Так уж сложилось исторически, что дома в этой части проспекта были проще, магазины скромнее, публика беднее. Выделяются из общего ряда только дом 70 и 84-86 (бывший дом Юсуповых), оба памятники архитектуры первой трети XVIII столетия. В XVIII веке по мере удаления от Фонтанки, считавшейся тогда границей города, дома становились все ниже. Позднее, в XIX веке, бурное развитие капитализма повлекло за собой обильное строительство, причем при застройке Невского застройщики выбирали в качестве образца разнообразные стили прошлой эпохи. Это прекрасно просматривается сейчас: многие пышные фасады скрывают от взора неприглядные внутренние дворы. Практически все здания в этой части проспекта представляли собой доходные дома, первые этажи которых были отданы под магазины и увеселительные заведения.

Взгляните на противоположную сторону: перед нами первый в Советском Союзе звуковой кинотеатр "Кристалл-Палас" (дом 72), открытый в конце 1920-х годов.

Следующая наша остановка - пересечение Невского проспекта и улицы Пушкинской. С Невского хорошо виден сквер в глубине улицы, в центре которого установлен первый в нашем городе памятник А.С.Пушкину.

 

Площадь Восстания и Московский вокзал

Пройдя еще немного по Невскому проспекту мы попадем на площадь Восстания (бывшую Знаменскую - по названию церкви, на месте которой сегодня разместилась станция метро "площадь Восстания"), единственную на Невском проспекте площадь, внешний вид которой окончательно сформировался уже в период капиталистической застройки - после открытия в 1851 году железной дороги Петербург - Москва и строительства вокзала, с которого отправлялись поезда в Москву. Изначально вокзал в Петербурге назывался Николаевским, и только в начале 1930 года получил свое современное название - Московский. В столице, на другом конце железнодорожной магистрали, находится Ленинградский вокзал, похожий на своего петербургского собрата внешним и внутренним видом как две капли воды.

 

Строительство железной дороги между Петербургом и Москвой длилось почти 4,5 года. 18 августа 1851 года в 4 утра из Петербурга в Москву отправился царский поезд. Состоял он из девяти богато отделанных внутри вагонов. Царские апартаменты со столовой, кабинетом и опочивальней были обиты пунцовой материей, пол всюду был застлан персидскими коврами. Для оформления царского поезда специально в Россию из Франции были вызваны мастера-декораторы. Во время первой поездки императора Николая I и его семью сопровождала целая свита именитых гостей. Царь очень боялся переезжать на поезде по мостам через реки, и шел вслед за поездом пешком. Несмотря на все остановки и задержки поезд пришел в Москву в тот же день (через 19 часов).

Первый пассажирский поезд для "простых смертных" был отправлен только 1 ноября. Этот поезд состоял из паровоза, двух мягких, трех жестких и одного багажного вагонов - всего на 192 человека. Плата за проезд по тем временам была очень высокой: в первом классе - 17 рублей, во втором классе - 13 рублей, в третьем -7 рублей. Простой люд перевозился в товарных вагонах или на открытых платформах, стоило это по 3 рубля с человека. Приобрести билет было непросто: желающий отправиться в Москву должен был предварительно подать в полицию особое прошение и свой паспорт. После проверки личности просителя ему давали разрешение на приобретение билета, а паспорт возвращался обер-кондуктором поезда только на конечной станции, после прибытия.

В XVIII веке на пересечении Невского и Лиговского проспектов существовал Лиговский канал, который был засыпан только в конце XIX века. Николаевский вокзал по замыслу архитектора К.А.Тона должен был украсить собой эту часть города, поэтому в оформлении фасадной части основного здания использованы мотивы архитектуры эпохи Возрождения, а его центральная часть выделена часовой башней. Одновременно со строительством вокзала владелец "Пассажа" граф Эссен-Стенбок-Фермор выкупил большой участок земли на противоположной стороне площади, и по проекту архитектора А.П.Гемилиана возвел на нем одну из крупнейших в городе (и по сей день) гостиниц (дом N118, ныне гостиница "Октябрьская"). Постепенно площадь обросла доходными домами и гостиницами и приобрела трапециевидную форму. В 1909 году в центре площади был установлен памятник императору Александру III - один из самых анекдотичных памятников в нашем городе (его прозвали "Скотина на скотине" или "на площади комод, на комоде бегемот, на бегемоте обормот"). Ныне этот памятник перенесен в сквер перед Мраморным Дворцом.

 

От площади Восстания до Александро-Невской лавры

Обойдем площадь Восстания и выйдем на старую часть Невского, который и сейчас в народе называется Старо-Невским проспектом. Подойдем к изгибу Невского проспекта и остановимся у дома N95. Именно на этом отрезке Невский проспект имеет наименьшую ширину. По левую руку от нас от Невского отходит Суворовский проспект, который раньше назывался Слоновьей улицей, поскольку в середине XVIII века на ней был сооружен зверинец - Слоновий двор. Только в 1900 году - в честь 100-летия со дня рождения А.В.Суворова - эта улица была переименована в Суворовский проспект.

Эта часть Невского проспекта ведет свою историю из самой начальной поры существования Петербурга: тогда по этому маршруту проходила монастырская дорога, для мощения которой в течение нескольких лет корчевались пни, валился лес, осушались болота. Дорога была платной, подать за проезд по ней платилась камнями и строительными материалами. Большая Першпектива (проспект), ведущая от Адмиралтейства к Невскому монастырю, была главной дорогой молодой столицы, и поэтому ее благоустройство стало одной из первейших задач отцов города. Уже в 1720 году на дороге появились мощеные участки, ее окружали 4 ряда специально посаженых берез, на ней установили скамейки для отдыха паломников. В 1738 году Большая Першпектива сменила свое название, и стала зваться Невскою Першпективой. Соответственно, свое название Невский проспект получил отнюдь не по названию реки, а благодаря Невскому монастырю.

Местечко, где был заложен монастырь, когда-то называлось ВИКТОРИЯ (буквально - победа): считалось, что именно на месте впадения Черной речки в Неву в 1240 году произошла битва дружины князя Александра Невского со шведами.

Остановимся у Главных ворот в Александро-Невскую Лавру (Лавра - высший статус православного монастыря). Над воротами располагается надвратная церковь, спроектированная по проекту архитектора И.Е.Старова. Перед главными воротами раскинулась последняя площадь Невского проспекта, носящая имя Александра Невского. Спроектирована она И.Е.Старовым в 1783-1784 годах, формировалась в течение почти 2-х веков, а закончена была уже в советское время постройкой одноименного моста и гостиницы Москва. В настоящее время объявлен конкурс на проект памятника Александру Невскому, который завершит ансамбль площади.

По приказу Петра I на берегу Невы и речки Черной (Монастырки) был построен монастырь, получивший по царскому указу название Свято-Троицкой Александро-Невской лавры (по имени причисленного православной церковью к лику святых князя Александра Невского). К концу XVIII века монастырь постепенно превратился в один из духовно-культурных центров Российской Империи. Монастырский комплекс был задуман Д.Трезини как резиденция, учреждение и дворец вместе взятые. На протяжении многих лет прекрасные архитекторы продолжали дело начатое Трезини: П.М.Еропкин, М.Д.Расторгуев, И.Е.Старов. Еще в петровские времена при монастыре были учреждены госпиталь, богадельня, типография и школа для детей священнослужителей, которая в последствии получила статус духовной семинарии и духовной академии (существуют по сей день).

С соборной площади прекрасно просматривается архитектурный ансамбль монастыря: церковные сооружения, кельи, монастырские постройки различного назначения. Самое старое сооружение за стенами Лавры - Благовещенская церковь (1717-1720 год, арх. Д.Трезини), в центре композиции - Свято-Троицкий собор, построенный по проекту архитектора И.Е.Старова. В соборе находятся некоторые весьма почитаемые в православной традиции иконы, в центральном корпусе находилась ранее рака с мощами Александра Невского (сейчас в Эрмитаже), на монастырских кладбищах похоронены многие члены императорской фамилии, видные священнослужители, выдающиеся государственные и общественные деятели России (А.В.Суворов, А.А.Безбородко, А.Н.Голицын, И.И.Шувалов, И.И.Бецкой и многие другие). Собор был возвращен православной церкви 5 апреля 1956 года. В настоящее время в Лавре открыты для посещения кладбища-некрополи XVIII и XIX веков.

 

Дворцовая площадь

Мы находимся на Дворцовой площади, по достоинству считающейся одной из жемчужин мировой архитектуры. От набережной Невы площадь отделяет здание, построенное по проекту архитектора Б. Растрелли (1754-1762гг.) - Зимний дворец. Возведенный для "единой славы всероссийской", дворец состоит из более чем 1000 залов и помещений, представляющих исключительную художественную ценность. Окраска Зимнего дворца в разные исторические периоды была разной, цвет его изменялся от охры с позолотой до кроваво-красного (в начале ХХ века). В настоящее время дворец выкрашен в бирюзовый цвет, а его колонны и детали фасада - белые; такая цветовая гамма идеально гармонирует с пасмурной погодой, царящей в Петербурге большую часть года. В здании Зимнего дворца располагается один из крупнейших и известнейших музеев мира - Эрмитаж. Кроме самого Зимнего дворца музей занимает сегодня и несколько соседних с ним зданий. (Все здания соединены между собой переходами).

Эрмитаж - это не просто картинная галерея или музей искусств, это музей художественной культуры всего человечества.

С противоположной стороны Дворцовой площади полукругом раскинулось здание Генерального штаба, построенное в XIX веке архитектором К.И. Росси. Вытянувшись почти на полкилометра, комплекс дугой охватывает площадь, и оформлен по центру величественной триумфальной аркой, которую мы уже видели со стороны Невского проспекта (см. экскурсию "По Невскому проспекту от Адмиралтейства до Казанского собора"). В настоящее время здание Генерального штаба передано Эрмитажу и в нем уже открылись после реставрации несколько экспозиционных залов. Здание оканчивается у Певческого моста через реку Мойку, на другом берегу которой, точно напротив площади, расположено здание Капеллы. С одной стороны ограда Певческого моста типовая, напоминающая все остальные мосты через Мойку, но с другой стороны мост обрамлен кружевной чугунной оградой, которая зрительно продлевает Дворцовую площадь.

В 1832 году Дворцовая площадь обрела свою последнюю деталь: в торжественной обстановке была открыта Александровская колонна. Колонна вырублена из монолитного куска гранита, весит около 600 тонн и удерживается на постаменте исключительно благодаря собственной тяжести. Она была установлена всего за 45 минут при помощи 60 лебедок и 2000 солдат-гвардейцев. Автор этого памятника - архитектор Огюст Монферран. Колонна увенчана фигурой ангела, лицу которого скульптор придал сходство с лицом императора Александра I. Это самая высокая триумфальная колонна в мире, ее высота - 47,5 метров.

Между Дворцовой площадью и площадью Декабристов раскинулся Адмиралтейский сад, сквозь ветви деревьев которого во всю свою длину просматривается здание Адмиралтейства. Шпиль здания увенчан золотым корабликом, прообразом для создания которого послужил русский военный корабль "Орел", построенный царем Алексеем Михайловичем, отцом Петра I. Все три флага на мачтах кораблика изначально были выполнены из чистого червонного золота, а в его носовой части хранилась личная буссоль Петра I. Под корабликом - золотое "яблоко", придуманное Германом ван Болесом. В сердцевине "яблока" находится шкатулка, в которой хранится информация обо всех ремонтах шпиля, указаны имена мастеров, выполнявших ремонт, и сложены экземпляры петербургских и ленинградских газет времен исполнения ремонтных работ.

 

По Дворцовой набережной от Дворцового до Троицкого моста

Обогнем Зимний дворец и выйдем на набережную Невы. Построенный на топком речном берегу Зимний дворец нуждался в защите от частых наводнений, которыми славится наш город. Поэтому уже в период строительства дворца было решено укрепить береговую линию гранитными одеждами. Гранитная набережная, на которой мы с вами находимся, была сооружена в 1772-1773 годах, и по сей день остается одной из самых красивых набережных города. Набережная ритмично разделена гранитными спусками к воде. Общая длина ее составляет 1675 метров.

Вдоль всей Дворцовой набережной вытянулись соединенные с Зимним дворцом в единый комплекс здания Эрмитажей, построенные в разные периоды времени. К самому дворцу примыкает здание Малого Эрмитажа (1764-1769, архитектор Ж.Б. Валлен-Деламот), далее за ним следует здание Старого Эрмитажа (1770-1787, архитектор Ю.М. Фельтен), за Зимней канавкой расположилось здание Эрмитажного театра (1783-1787, архитектор Д. Кваренги). Все эти здания, построенные в стиле классицизма, создают единый законченный архитектурный ансамбль Дворцовой набережной.

На месте Эрмитажного театра когда-то находился первый Зимний дворец, построенный для Петра I в 1711 году по проекту архитектора Д. Трезини. Возможно, именно в этом дворце происходило празднование свадьбы императора Петра I и Марты Скавронской (будущей царицы Екатерины I Алексеевны). Это была удивительная свадьба. После долгих лет совместной жизни - венчание. Пара, уже имевшая к тому времени двух дочерей (Анна родилась в 1708 году, Елизавета - в 1709году), предстала перед венцом. Своим венчанием царь бросил вызов всему обществу - он официально женился на женщине незнатного происхождения, которую датский посланник Юст Юль называл в письмах к своему правительству "наложницей" или "царской любовницей". Царская свадьба, на которую из Москвы были обязаны приехать все иностранные послы и родовые дворяне, состоялась в новом городе на Неве (а не в исконной российской столице - Москве), что окончательно определило значение Петербурга, как первого города России.

 

Когда в 1725 году Петр I скончался, его набальзамированное тело 40 дней пролежало в одной из зал недостроенного еще Нового Зимнего дворца, пока на противоположном берегу Невы, в также недостроенном еще Петропавловском соборе спешно возводилась часовня для погребения императорских останков. Поэтому императрица Екатерина II, по приказу которой на месте петровского Зимнего дворца архитектор Д. Кваренги возвел Эрмитажный театр, распорядилась сохранить некоторые помещения и элементы фасада старого здания в первозданном виде. Сегодня, после работ реставраторов, мы можем увидеть со стороны Зимней канавки восстановленные фрагменты последнего жилища основателя нашего города.

Пройдем вдоль по набережной и остановимся у дома N26 (ныне Дом Ученых). Перед нами бывший дворец великого князя Владимира Александровича, третьего сына императора Александра II. Дворец был возведен на участке, который император подарил своему сыну на совершеннолетие. Строительство дворца было поручено академику, профессору и ректору Императорской Академии Художеств, архитектору А.И. Резанову. В 1872 году здание, по своему внешнему виду удивительно напоминающее флорентийское палаццо, было достроено. Внутреннее убранство дворца было великолепно, его интерьеры оформлялись лучшими российскими мастерами. Великий князь Владимир Александрович слыл знатоком и покровителем искусств, а его супруга Мария Павловна отдавала много времени общественной работе, и даже занимала одно время пост президента Академии Художеств. В феврале 1917 года Мария Павловна пригласила в свой дворец общественные организации города, но в конце того же года ей пришлось эмигрировать. С 1920 года во дворце расположился Дом Ученых, однако очень многое здесь сохранено от прежних хозяев и бережно сохраняется.

На протяжении XIX и XX веков в разное время в домах N22 и N24 по Дворцовой набережной размещались различные иностранные консульства, а в домах N12 и N14 располагались аристократические Английский и Новый клубы. Одно время в доме N22 жил князь Владимир Федорович Одоевский - видный писатель, философ, педагог, музыкальный критик и основатель благотворительного общества.

Подойдем к дому N18 - Ново-Михайловскому дворцу (в настоящее время принадлежит Русскому музею), владельцем которого был сын Николая I Михаил. Здание было построено блестящим русским архитектором А.И. Штакеншнейдером. Хозяева дворца жили очень дружной семьей, их дети получили прекрасное образование, один из трех сыновей великого князя какое-то время был директором Русского музея. Несмотря на то, что советское время это здание побывало в руках Академии наук и институтов востоковедения и археологии, подлинное внутреннее убранство дворца сохранилось до наших дней.

Остановимся на минуту у дома N10: именно в этом здании жил когда-то адмирал О.М. де Рибас. Имя этого человека известно многим - адмирал считается одним из отцов-основателей города Одессы, главная улица которой до сих пор носит его имя (ул. Дерибасовская). Однако немногие знают, что прославленный адмирал был зятем известного русского просветителя И.И. Бецкого и петербургским жителем. В соседнем здании (дом номер N8) проживал один из выдающихся российских просветителей XVIII века, поэт и дипломат Антиох Кантемир (1708 - 1744).

Набережная оканчивается Мраморным дворцом, который был построен архитектором А. Ринальди для графа Григория Орлова (1734-83), фаворита императрицы Екатерины II, одного из тех, кому она была обязана своим восшествием на российский престол в 1762 году. В свое время народная молва окрестила этот дворец "дворцом благодарности". После смерти Г. Орлова дворец был выкуплен казной и передан великому князю Константину Романову, внуку императрицы (именно поэтому до сих пор в некоторых источниках дворец называется Константиновским). После революции 1917 года дворец сменил несколько хозяев, долгое время в нем находился Музей Революции. Сейчас здание передано в ведение Русского музея.

 

По Каменноостровскому проспекту от Троицкого моста до Александровского парка

Петербург - город мостов. Иногда наш город даже называют музеем мостов, хотя их в Петербурге и меньше, чем в Венеции. Всего в нашем городе (не считая пригородов) 342 моста, многие из которых - разводные (мосты через Большую и Малую Неву и через Большую и Малую Невки). Петербургские мосты играют огромную роль не только в хозяйственной жизни города, но и являются важнейшим компонентом его внешнего облика, придают городу удивительный романтический оттенок.

Среди всех петербургских мостов - каменных, чугунных и железобетонных - одним из самых красивых является Троицкий мост, день рождения которого совпадает с днем рождения города, но с разницей в 200 лет (до этого на месте нынешнего Троицкого моста находился плашкоутный (наплавной) мост). Если что-то и роднит наш город с Францией, то это в первую очередь Троицкий мост. Его проект был разработан французским инженером А.Г. Эйфелем, автором всемирно известной Эйфелевой башни. Строили первый Троицкий мост тоже французы, специалисты фирмы "Батиньоль". При закладке моста присутствовали президент Франции и российский император Николай II. Мост был открыт в торжественной обстановке в мае 1903 г., в дни празднования 200-летия города. Разводная часть Троицкого моста (до его реконструкции) была не подъемной, а поворотной: при разводке моста пролетное строение вращалось в горизонтальной плоскости на вертикальной оси по кругу катания на роликах, и образовывало 2 судоходных прохода шириной всего приблизительно по 23 метра. С увеличением грузоподъемности судов и их размеров стареющий мост пришлось реконструировать. Подъемная часть была расширена, однако декоративное оформление было сохранено без изменений. Сегодня мост оборудован вертикальной подъемной частью, пролет которой - около 100 метров. Длина Троицкого моста 582 метра, он облицован гранитом, огражден изящными решетками и украшен прекрасными облегченными фонарями.

Остановимся в верхней точке Троицкого моста и полюбуемся открывающейся отсюда панорамой невских берегов. На всем своем протяжении (74 км) Нева никогда не мелеет, поскольку подпитывается водами Ладожского озера, однако только здесь, в дельте, река разливается достаточно широко - почти на километр. Обратите внимание на панораму Стрелки Васильевского острова: как крылья огромной птицы раскинулись справа и слева от Стрелки мосты (справа - Биржевой, слева - Дворцовый мост). Дворцовый мост был построен в начале XX века под руководством выдающегося русского инженера А.П. Пшеницкого. В технических условиях для составления конкурсного проекта указывалось, что мост должен обязательно быть разводным, и что "ввиду нахождения моста в лучшей части города Петербурга, конструкция и орнаментация его должны соответствовать красоте вблизи расположенных зданий, сопряжения моста должны представлять красивые переходы от моста к старинным гранитным набережным". Открытый в 1916 году, мост оставался недостроенным вплоть до реконструкции 1970 года. Что касается Биржевого моста, то он был построен уже в советское время - он соединяет Стрелку Васильевского острова с Петроградской стороной, куда мы с вами сейчас направимся.

Сразу за Троицким мостом на Петровской набережной открывается большая Троицкая площадь, на которой до начала XIX века располагался Санкт-Петербургский морской порт. Вдаль по оси моста уходит, пересекая 2 острова (Петроградский (Городской) и Аптекарский), один из самых уютных проспектов нашего города - Каменноостровский. Участки земли вокруг Троицкой площади начали застраиваться приближенными Петра I практически сразу после основания города. Со временем на площади появились первые роскошные дома, именно здесь была выстроена первая в России гимназия, организована первая городская аптека, здесь располагались первоначальные здания Сената и Синода. Здесь же изначально находились 12 петровских коллегий (министерств), первый городской рынок, первый Гостиный двор. Строили все эти здания крепостные крестьяне, жившие в тяжелейших условиях.

В первой русской аптеке аптекарь Леевкенс изобрел специальное средство, которое должно было снизить смертность среди рабочего люда, занятого на постройке новой столицы: особую лекарственную водку на настое сосновых шишек. Этой водки в 1705 году было продано 231,5 ведер, что при довольно высокой цене (4 рубля 32 копейки за ведро) было не мало. Однако даже чудодейственная водка мало помогала рабочим, умиравшим в первые годы строительства города тысячами. Даже в наши дни при постройке новых зданий на Петроградской стороне - около Александровского парка или в районе Сытного рынка - находят захоронения тех времен.

Здание, на которое мы должны обратить внимание, находится сразу за Троицкой площадью: это бывший особняк примадонны императорского балета, любовницы императора Николая II Матильды Кшесинской, построенный для нее по специальному заказу в 1904 году архитектором А.И. Гогеном в стиле модерн. Рядом с особняком Кшесинской несколько позднее была возведена мусульманская мечеть, в проектировании и постройке которой принимали участие архитекторы А.И. Гоген, Н.В. Васильев и С.С. Кричинский. Закладка мечети состоялась в 1910 году, в основу архитектурной композиции были положены элементы мавзолея Тамерлана в Самарканде. Однако некоторые детали планировки этого здания совсем не характерны для Средней Азии: с помощью многочисленных оконных проемов в стенах и в барабане купола мечети архитекторам удалось добиться лучшей освещенности внутреннего пространства здания. Рядом с мечетью расположен стоящий под углом к проспекту дом, внешний облик которого может показаться весьма необычным, даже странным. Лишь немногие знают, что в вертикальной проекции это здание имеет форму скрещенных серпа и молота: так иногда развлекались наши архитектурные мужи в советское время.

В 1911 году напротив мечети был возведен величественный памятник матросам миноносца русского флота "Стерегущий", погибшим во время русско-японской войны: матросы сами затопили подбитый врагом корабль, чтобы он не достался врагу. Автором памятника был скульптор К.В. Изенберг. На обратной стороне монумента поименно перечислены все члены экипажа.

 [Фотоальбом - вверх]


Hosted by uCoz